Маскаева Юлия Михайловна ,Воспитатель

Методическое Профессиональное Объединение воспитателей младших групп "Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников младшего возраста" на тему:"Развитие познавательной активности в проектной деятельности.Русская изба"


373864ec5caae8f959512915d9ab528a.jpg

9e6290e5acb2a7a0493979e465e20389.jpg

Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Проектная деятельность  помогает связать обучение детей с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов в совместную творческую группу. Детям даются знания не в готовом виде, им предоставляется возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых дети в дальнейшем смогут стать авторами своих работ, проектов.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Метод проектов стал механизмом взаимодействия семьи и педагогов ДОУ для активизации познавательной активности детей.

Технология проектной деятельности является одним из условий успешного позновательно – речевого развития дошкольников. Условиями формирования личного вклада явились:

- научно-исследовательские - изучение научно-педагогической литературы, передового опыта педагогов.

- методические: в том числе организация развивающей предметно-пространственной среды, постановка цели, выбор методов, работа с родителями.

- организационно педагогические, которые включают участие в работе областной экспериментальной площадки, обобщении и распространении опыта.

Большинство педагогов дошкольных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск способов решения проблемы. Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов в совместную творческую группу. Детям даются знания не в готовом виде, им предоставляется возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых дети могут стать авторами своих работ, проектов.

Для успешного повышения уровня познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности необходимо:

- Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.

- Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников средствами проектной деятельности.

Итак, проектная деятельность используется для развития познавательной активности дошкольников. Участвуя в работе вместе с взрослыми дети, проектируют, проявляя изобретательность и оригинальность. Ребенок преобразует и использует полученные знания в жизненных ситуациях, проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, дети сами определяют и реализуют познавательные задачи.

 Работа состояла из трех этапов.

Аналитико-диагностический включает в себя:

- сбор информации по проблеме;

- изучение и анализ литературы;

- проведение диагностики познавательной активности детей.

По её результатам проведенного мониторинга воспитанников я пришла к выводу, что дети недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, затрудняются задавать вопросы и отвечать на них, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства предпосылки поисковой деятельности развиты слабо. Для исправления ситуации я решила включить в работу с дошкольниками технологию проектной деятельности.

Анкетирование родителей показало, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах.

Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание. Приобщение к национальным ценностям происходит в процессе ознакомления с русскими традициями. Как показал опыт, для этого необходима особая предметно-пространственная среда, которая бы удовлетворяла интересы ребенка, дала ему возможность чувствовать себя «владельцем пространства.

Возникла идея создания мини-музея «Русская изба». Огромную помощь в этом оказали родители: они приносили домашнюю утварь, отреставрировали кроватку-качалку и прялку, подарили вязаные крючком подзоры, салфетки, шторы, сшили для детей сарафаны и косоворотки, обшили кукол и многое другое.

Наш мини-музей стал своеобразным центром народной культуры, он используется для ознакомления детей с укладом русской деревни, в изо-деятельности: орнаменты, узоры, лепка игрушек. Проходят развлечения «Посиделки», «Город мастеров», «Самовар-самоварище», «Осенины», «Масленица».

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте, поэтому система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных  переживаний.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.

 Свой проект я так и назвала «Русская изба».

Цель проекта:

Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

 

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
  2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
  3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
  5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный:

Изучение литературы, информации интернет-ресурсов. Диагностика знаний детей о русской избе. Анкетирование родителей с целью востребованности и аккуратности данного проекта. Определение целей и задач исследовательской работы. Сбор материала для Мини-музея. Сбор информации, подготовка наглядного материала. Подбор дидактических игр. Оформление наглядного материала для родителей. Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?». «Предметы быта дедушек и бабушек». Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба». Беседы с детьми о русском народном творчестве.

2 этап. Реализация проекта:

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр. Организация предметно – развивающей среды. Попалнение дид.игр,иллюстраций. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы). Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей).

3 этап. Заключительный.

Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями. Итоговое мероприятие: ООД «В гостях у Марьюшки и Иванушки». Систематизация материалов

Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

Познакомить детей с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с  пословицами и поговорками: 

« Без печи хата – не хата».

 « Когда в печи жарко – тогда и варко».

 « Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

ООД «Русская изба. Посиделки»

Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

Конспект занятия по развитию речи

Тема: « В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех гостей приглашу»

Цель:

знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,

воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.

Досуг: загадки о предметах быта.

Беседы:

«Русский народный костюм»

«Гости в горнице»

«Русская изба»

 Познавательное развитие

Приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»

Беседы:

- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?

Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?) ;

- «Мебель и утварь деревенского дома»

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.



Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские народные игры для детей» «Русские народные музыкальные инструменты»

Рассматривание предметов  домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

ООД«Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

ООД «История жилища» с презентацией.

Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.

«Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

ООД «В гостях у русской избы».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Чтение художественной литературы.

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность  слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» , Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 чтение шуток-прибауток:

Собака на кухне

Пироги печет,

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Коза-хлопота

День-деньской занята



Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью,  приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно – ролевая  игра: «Встречаем гостей» «Дом», «В гостях у Марьюшки и Иванушки» «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница» Цель:

Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»

Цель игры: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра "В русской избе"

Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.

Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».

Развлечение  «Без хозяйки дом – сирота»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

  1. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват, чугун, прялка и т.д.)мощи народных игр.
  2. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
  3. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».

 Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».

Труд

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Ручной труд:

Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

Изготовление посуды из папье-маше.

 Ручной труд: Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги. Цель: развитие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.

Безопасность

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно» (бег Дымковской лошадки)

 

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Изготовление макета «Русская изба». Книжный центр: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок» Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики. Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели. Центр продуктивной деятельности: Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Взаимодействие с семьей: Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Изготовление макета «Русская изба». Сбор предметов для музея «Русская изба». Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

Выводы:

Проектная деятельность заняла прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Данный проект пополнил знания детей  о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщил к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, прикладное искусство).

Дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода; обогатился их словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, узнали народные игры, обычаи, традиции.

Вместе с родителями был изготовлен макет русской избы.

Можно сказать, что проектная деятельность помогает  детям хорошо усвоить материал и готовит к дальнейшему изучению окружающего мира. Это доказывает, то технология проектной деятельности позволяет активизировать познавательное и речевое развитие дошкольников:

- расширились знания детей об окружающем мире;

- произошло развитие общих способностей детей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

- положительное влияние и на содержание игровой деятельности. Игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу.

- речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, они не боятся задавать и отвечать на вопросы.

дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали новые идеи, открывали новое в уже знакомом. Укрепились детско-родительские отношения родителям полнее открылась жизнь ребенка в детском саду.                                       Используемая литература                   1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010   2.О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.       3.М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.   4.М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.    5.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010
17 ноября 2019 в 14:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.