Маскаева Юлия Михайловна ,Воспитатель

Консультация для родителей «Опасные предметы вокруг нас»

 Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:

· предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.);

· предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы).

Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.

Нужно рассказать ребенку:

– В  квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме.  «У каждой вещи – свое место». Это выражение нужно объяснить ребенку.

Если важные и нужные предметы разбросаны, где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред, и даже стать причиной беды.

Поэтому нужно соблюдать правила безопасного поведения дома:

• Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.

• Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.

• Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.

• Нельзя играть со спичками и зажигалками.

Эти правила нужно запомнить навсегда!

Следует помнить, что именно на нас, взрослых, природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки повеления в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что, выглядывая в окно или с балкона, нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление. Ведь, зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу… Если внизу что-то интересное, лучше спустится вниз по лестнице.

Порошки – не кашки, таблетки – не конфетки!

Наш дом часто представляет собой мину замедленного действия. Оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Поэтому очень важно показать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов, и объяснять ее назначение. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они «съедобно» пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных «дегустаций». Это же касается и лекарств. Объясните, что лекарства может назначать только врач, а иногда мама, и что каждое лекарство помогает только при определенной болезни, в иных же случаях может оказаться ядом.

В лесу

Расскажете ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожным и отучиться от вредных привычек пробовать все подряд (ягоды, травинки, так как в результате ухудшающей экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже не ядовитое растение. Ядовитые растения: вех или цикута, белена или вороний глаз, волчье лыко, майский ландыш, семена вики (мышиный горошек). Ядовитые грибы: мухоморы, бледная поганка, ложные опята, желчный и белый ложный гриб. Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное-несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показывать ядовитые растения и грибы «в живую».

Если заблудился

Ребенку ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться совсем рядом с мамой и папой. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать. Нужно найти поблизости дерево или куст, чтобы укрыться в случае непогоды, и сделать заметный знак: порвать на ленточки яркую ткань из своей одежды, повесить их на ветки. Чтобы сохранить тепло – сесть, подтянуть коленки к груди, и спрятать под мышки ладони. Детям обязательно нужно рассказать о том, как вести себя в критической ситуации. И что в трудных случаях всегда есть шанс спастись, им надо воспользоваться.

Гроза, ураган

Побеседуйте с ребенком об опасных атмосферных явлениях – ураганных ветрах, грозах, расскажите, чем опасны молнии. Объясните, что во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими, а в лесу – под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния. Самый грамотный вариант – усесться между низкорослыми деревьями с густыми кронами. Нужно держаться подальше от водоемов, опушек леса, больших полян. По возможности подложить под себя, изолируясь от почвы, ветки, лапник, камни, одежду. Тело должно иметь наименьший контакт с землей. И обязательно вынуть из карманов и отбросить от себя подальше металлические предметы. Сидеть нужно, согнув спину, опустить голову на согнутые в коленях ноги, ступни ног соединить вместе. Не следует бегать и суетиться. Мокрую одежду после дождя желательно снять и надеть сухую, в крайнем случае, тщательно выжать.

Электричество на улице

Объясните ребенку, что электричество очень не любит контакта с ручками, пальчиками, а также с различными металлическими предметами и водой. Расскажите, почему нельзя запускать воздушных змеев и играть под линиями электропередач. Крепко-накрепко внушите, что нельзя прикасаться к проводам, провисшим или лежащим на земле. Вокруг такого провода образуется опасная зона радиусом 5-8 метров. Человеку может грозить опасность, если он даже не коснулся провода. И строго-настрого накажите ребенку держаться подальше от трансформаторных будок.

При малейших признаках неисправности электроприборов, розеток, проводок, например, при появлении искр, ребенку нужно срочно позвать взрослых на помощь – позвонить родителям или соседям (если один дома). И самому держаться как можно дальше от опасного места.

Безопасное поведение на воде

Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Объясните ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Дно водоема таить не мало опасностей: затопленная коряга, осколки, острые жестянки, холодные ключи и глубокие ямы. Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя. Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги. Тренируйте ребенка задерживать дыхание. Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Нельзя заплывать за буйки, потому что есть опасность угодить под какой-нибудь катер.

Безопасность при общении с животными

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Даже если боишься собак, нельзя это показывать. Собака может это почувствовать и напасть. Напоминайте, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство. После того как погладил собаку или кошку, обязательно нужно вымыть руки с мылом. Если укусила собака или кошка, сразу же сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу. Как утверждают зоологи и охотники, нет правил поведения, гарантирующих абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых нужно придерживаться.

Опасный лед

Объясните, какую угрозу представляют сосульки, свисающие с крыш, карнизов, балконов, веток. Научите ребенка примечать такие места и держаться от них подальше. «Сорвите» где-нибудь большую сосульку и внимательно посмотрите на нее, отметьте, какая она тяжелая и острая.

Объясните, почему зимой нельзя играть, кататься на лыжах, коньках и санках на открытых водоемах – кажущаяся толщина и прочность льда может быть обманчивой. Хрупким и тонким лед обычно бывает вблизи кустов, деревьев, камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи. Особенно опасен лед во время оттепели: он подтаивает, и на нем образуются полыньи.

Поговорите, кому, почему и в каких случаях опасна гололедица

17 ноября 2019 в 15:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.