Маскаева Юлия Михайловна ,Воспитатель

МИНИ-МУЗЕЙ ДЕРЕВЕНСКОГО БЫТА «РУССКАЯ ИЗБА» В ДЕТСКОМ САДУ

d9b2803b7b55d547c917ec6450972704.jpg

 Введение:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Работа с детьми составляет цикл занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения менялась его форма: путешествие, занятие-игра, экскурсия, наблюдение и т.д. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводилась в музее городского  деревенского быта ДОО. Экскурсии позволяют знакомить детей с социальным и культурным разнообразием города и области. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, дни рождения города, края: «Праздник русской березки», «Масленица», «Колядки», «День семьи» и т.д.  Прогулки по микрорайону, походы в ближайшие скверы, парки, исследовательская деятельность на экологической тропинке – эти формы незаменимы в краеведческой работе.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, я решила создать проект «Мини-музей деревенского быта в детском саду.» Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный

Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети

лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погружению детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- Познакомить детей с устройством русской избы;

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-Познакомить с традициями русского народа;

-Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

-Расширять словарный запас: изба, печка, ухват, чугунок, прялка, лапти, сундук;

-Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

-Знакомство с русскими народными хороводными играми;

-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

-Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 -Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

-Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

-Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.

Интеграция ОО:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Работа в музее строится на общепринятых принципах:

 Доступность:

Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018- май 2019г.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, живопись).

Методы исследования.

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях

Для работы в мини-музее мы составили годовой план, по 1 мероприятию в месяц, на самом же деле их проходит больше, это и беседы и занятия по тематикам народных праздников, а их у нас много.

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный:

Изучение литературы, информации интернет-ресурсов. Диагностика знаний детей о русской избе. Анкетирование родителей с целью востребованности и аккуратности данного проекта. Определение целей и задач исследовательской работы. Сбор материала для Мини-музея. Сбор информации, подготовка наглядного материала. Подбор дидактических игр. Оформление наглядного материала для родителей. Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?». «Предметы быта дедушек и бабушек». Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба». Беседы с детьми о русском народном творчестве.

2 этап. Реализация проекта:

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр. Организация предметно – развивающей среды. Попалнение дид.игр,иллюстраций. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы). Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей).

3 этап. Заключительный.

Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями. Итоговое мероприятие: ООД «В гостях у Марьюшки и Иванушки». Систематизация материалов

Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

Познакомить детей с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с  пословицами и поговорками: 

« Без печи хата – не хата».

 « Когда в печи жарко – тогда и варко».

 « Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

ООД «Русская изба. Посиделки»

Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

Конспект занятия по развитию речи

Тема: « В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех гостей приглашу»

Цель:

знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,

воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.

Досуг: загадки о предметах быта.

Беседы:

«Русский народный костюм»

«Гости в горнице»

«Русская изба»

 Познавательное развитие

Приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»

Беседы:

- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?

Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?) ;

- «Мебель и утварь деревенского дома»

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.



Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские народные игры для детей» «Русские народные музыкальные инструменты»



Рассматривание предметов  домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

ООД«Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

ООД «История жилища» с презентацией.

Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.

«Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

ООД «В гостях у русской избы».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Чтение художественной литературы.

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность  слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» , Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 чтение шуток-прибауток:

Собака на кухне

Пироги печет,

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Коза-хлопота

День-деньской занята



Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью,  приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно – ролевая  игра: «Встречаем гостей» «Дом», «В гостях у Марьюшки и Иванушки» «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница» Цель:

Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»

Цель игры: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра "В русской избе"

Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.

Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».

Развлечение  «Без хозяйки дом – сирота»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

  1. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват, чугун, прялка и т.д.)мощи народных игр.
  2. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
  3. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фолклору.

Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».

 Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».

Труд

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Ручной труд:

Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

Изготовление посуды из папье-маше.

 Ручной труд: Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги. Цель: развитие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.

Безопасность

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно» (бег Дымковской лошадки)

 

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Изготовление макета «Русская изба». Книжный центр: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок» Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики. Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели. Центр продуктивной деятельности: Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Взаимодействие с семьей: Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Изготовление макета «Русская изба». Сбор предметов для музея «Русская изба». Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

Тема

Задача

Методические приемы

Работа с родителями

Понятийный словарь

1

2

3

4

5

Сентябрь

Красная изба углами

Мир старинных вещей.

Познакомить детей с помещением избы

Знакомство детей с новыми музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.

Экскурсия, выставка детского творчества, интерактивная игра «Знакомимся с деревенской избой», анкетирование детей

Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле».

Альбом «Родословная вещей», консультация «Значимые места в русской избе». Фотовыставка-сочинение «Я в музее», анкетирование родителей.

Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька,

Октябрь

Красный угол

Посудочка хороша! (мир народной посуды) 

Познакомить детей с содержанием и значением красного угла в доме

Познакомить детей с русской кухней

Экскурсия, рисованная книга, творческое задание «Если б не было музея»

Встреча Хозяйки.

Беседа о блюдах.

Поговорки.

Рассматривание экспонатов.

Пояснение.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Загадки о посуде.

Сказка о чугунке.

Обобщение.

Консультация «Святой угол в доме», оформление игры «Узнай по описанию»

Святой угол, передний  угол, божница сноп

Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, крынка, горшок, плошка.

Ноябрь

Печной угол

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Познакомить детей с ролью печи в жизни крестьянской семьи

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

Рассматривание иллюстраций, составление рассказов, использование малых форм фольклора, дидактическая игра «Каждому предмету свое место»

Дидактическая игра:

«Укрась кокошник».

«Опиши одежду».

Рисованный альбом загадок о предметах быта, консультация «Печной угол»

Рассматривание кукол.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Обобщение.

Рассматривание репродукций с изображением девушек и женщин в русских народных костюмах.

Печь, горшок, ухват, таган, чапля, лопата для хлеба, чугун, рукомойник

Активизация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, , стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.

Декабрь

Хозяйский угол

Гжель волшебная

Познакомить детей с ролью главы семьи – отца

Познакомить детей с особенностями гжельской росписи. Сформировать представление у детей о русских народных промыслах, их особенностях.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя

. Знакомство с экспонатами в мини-музее.

Рассматривание альбома «Гжель».

Просмотр слайдов «Русские ремесла».

Практические занятия:

«Гжельские узоры».

Сочинение и совместные рисунки на тему «Роль отца в современной семье», консультация «Глава семьи»

Лавка, хозяин, батько, лапти, лыко, лоза, корзина, весы

Январь

Бабий угол

Как ходила коляда

Познакомить детей с ролью матери в крестьянской семье

Знакомство с календарными праздниками, степенью участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки».

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисованная книга по накопленному опыту  ребенка на тему «Русская изба»

Беседа в мини-музее на тему «Праздники зимой на Руси».

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек.

Рисунок сочинение «Роль матери в современной семье», консультация «Обязанности хозяйки дома»

Хозяйка, большуха, сама, чулан, прялка, посиделки, бабий кут

Словарная работа: колядки, святки.

Февраль

Как рубашка в поле выросла

Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло

Познакомить детей с производством льняной ткани

Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

Чтение сказки К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия на экспозицию «История льна»

Экскурсия в мини-музей

 

Чтение сказки

«Колосок».

Беседа.

Пословицы о труде.

Шитье одежды для кукол из льняной ткани, консультация «Из истории льна»

Лен, кудель, полотно, ткацкий станок, серп

Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба

Март

Полотенце

Познакомить детей с разнообразием полотенец в, их смысловым предназна-чением

Изделия и их применение, развивающая игра «Наоборот», интерактивная игра «Быт и праздники русского народа», малые фольклорные формы

, рассказ родителей о своем детстве и родителях, участие в открытом просмотре «Все о полотенце», консультация «Такие разные полотенца», рисованная книга-рассказ «Лен-голубчик»

Рушник, ктиральник, рукотер, божник, оберег, орнамент

Апрель

Утюг

Бабушкин сундук

Познакомить детей с историей глажения белья в крестьянском быту

Знакомство с русскими народными старинными играми, игрушками

Рассматривание, рассказ воспитателя, тактильный контакт детей с предметами быта, игра «Четвертый лишний»

. Беседа: «Игрушки наших бабушек».

Рассказы детей: «Мои любимые игрушки».

Русские народные игры

Экскурсия в  музей этнографии с целью знакомства с бытом крестьянской семьи, консультация «Из истории глажения белья»

Утюг, рубель, валек, льняная ткань

Май

Русский костюм

Познакомить детей с одеждой  крестьян

Беседа «Как костюм носили», продуктивная деятельность, обряд «Загнать в поньку», анкетирование

Экскурсия в музей консультация «Русский костюм», анкетирование

Оберег, рубаха, понева, пояс, кичка, платок, лапти,сарафан

В конце проводится итоговое мероприятие  «В гостях у Марьюшки и Иванушки»», оформляется выставка детского творчества и совместной продуктивной деятельности семьи.

Итогом работы в мини-музее является:

- воспитание культурного человека;

- ощущение ребенком себя частью истории;

- формирование системы работы по развитию познавательного интереса у детей  дошкольного возраста к родному краю.

Выводы:

Проектная деятельность заняла прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Данный проект пополнил знания детей  о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщил к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, прикладное искусство).

Дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода; обогатился их словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, узнали народные игры, обычаи, традиции.

Вместе с родителями был изготовлен макет русской избы.

Можно сказать, что проектная деятельность помогает  детям хорошо усвоить материал и готовит к дальнейшему изучению окружающего мира. Это доказывает, то технология проектной деятельности позволяет активизировать познавательное и речевое развитие дошкольников:

- расширились знания детей об окружающем мире;

- произошло развитие общих способностей детей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

- положительное влияние и на содержание игровой деятельности. Игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу.

- речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, они не боятся задавать и отвечать на вопросы.

- дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали новые идеи, открывали новое в уже знакомом. Укрепились детско-родительские отношения

- родителям полнее открылась жизнь ребенка в детском саду.

 

Используемая литература:

 

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010
  2. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  3. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  4. М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
  5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс                                                                                                                              Приложение

ООД «Русская изба»

« Быт Русской избы». Мы часто показывают, и рассказываю о том, как жили люди в старину. А сегодня я хочу вам рассказать о их жизни.

Отгадайте загадку:

Мать- толста

Дочь- красна,

Сын – сокол,

Под небеса ушел.  (печь)

Печь в избе, всегда была главной. Она кушать варила.

В печь ставили чугунок с ухватом. На углу вешали рукомойник, а под ним лохань (деревянный таз или ведро) для воды, в другом углу ставили помело, то есть метлу, ухват и деревянную лопату. На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу. Возле печи ставили лавки, где сидели гости, его называли красный угол, туда сажали самых званных гостей.

Рядом с печью ставили пряху ,украшенную, разрезную,  она была в каждой семье, на ней хозяйки пряли шерсть. Также рядом с печью располагалась маслобойка для изготовления масла. Этот угол назывался «Бабий кут» или  «Середа».

Мебель в доме была простая, деревянные лавки, да стол, а еще сундук для хранения вещей.

Избу в те времена освещали лучиной, а те кто богаче свечей.

Посуда в те времена  была деревянная да глиняная, а  на праздники доставали самую красивую, расписанную  под гжель и хохлому.

В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.

Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею.

Вышивка  была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.

Девушки могли  ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины, расшивали платки жемчугом и золотой нитью.

 Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и не широких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком.

Дети до 7 лет и девочки и мальчики, носили  одинаковую одежду, длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий.

 А сейчас я вам расскажу,  что кушали сами и чем угощали гостей  в те времена.

Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши , ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед , ягодки из лесу.

А вы знаете, какие замечательные игрушки были у детей- это тряпичные куклы, которые делали из старых вещей, лиц у этих кукол не было, так как считалось, что кукла может обрести душу, и навредить ребенку.

Также у детей были и глиняные игрушки, расписанные по народным мотивам.

В старину, люди также как и сейчас любили веселиться, а веселились они под народные инструменты, такие как, гармошка, балалайка и ложки. Тех, кто играет, на ложках называли ложкарями. В нашей группе детского сада, тоже есть такой коллектив ложкарей. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

- Интерактивность музейного пространства. В мини-музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически мини-музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.

- Рациональность использования музейного пространства.

- Открытость обществу.

Содержанием работы мини-музея является:

- пополнение фонда музея;

- изучение, учёт и хранение собранных материалов;

- проведение тематических НОД для дошкольников;

- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

- оформление тематических выставок:«Жилища на Руси»; «Старинная посуда и предметы обихода»; «Русские народные костюмы»; «Русские народные инструменты»; «Деревянное творчество»; «Старинные украшения»; «Игрушки наших бабушек»; «Хохлома», «Гжель», «Дымка».

- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников и их родителей.

Формы работы с детьми:

Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений; Обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Святки»и др.); Развлечения с фольклорной тематикой; Тематические дни; Экскурсии в музеи; Вечера сказок; Дидактические игры; Игры с народными игрушками; Театрализованная деятельность; Русские народные игры
17 ноября 2019 в 15:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.