Маскаева Юлия Михайловна ,Воспитатель
МИНИ-МУЗЕЙ ДЕРЕВЕНСКОГО БЫТА «РУССКАЯ ИЗБА» В ДЕТСКОМ САДУВведение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Работа с детьми составляет цикл занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения менялась его форма: путешествие, занятие-игра, экскурсия, наблюдение и т.д. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводилась в музее городского деревенского быта ДОО. Экскурсии позволяют знакомить детей с социальным и культурным разнообразием города и области. Праздники, развлечения – народные, обрядовые, посиделки, дни рождения города, края: «Праздник русской березки», «Масленица», «Колядки», «День семьи» и т.д. Прогулки по микрорайону, походы в ближайшие скверы, парки, исследовательская деятельность на экологической тропинке – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, я решила создать проект «Мини-музей деревенского быта в детском саду.» Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля! Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный Участники: воспитатель, дети средней группы, родители. Актуальность проекта: Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погружению детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине. Задачи: - Познакомить детей с устройством русской избы; -Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; -Познакомить с традициями русского народа; -Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами; -Расширять словарный запас: изба, печка, ухват, чугунок, прялка, лапти, сундук; -Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы); -Знакомство с русскими народными хороводными играми; -Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре; -Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа. -Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; -Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство; -Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире. Интеграция ОО: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.Работа в музее строится на общепринятых принципах: Доступность: Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития. Гипотеза. Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине. Сроки реализации проекта: сентябрь 2018- май 2019г. Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, живопись). Методы исследования. Экскурсия в мини музей. Беседы с детьми. Чтение художественной литературы. Рассматривание быта и посуды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование русских песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Рассказ о народных обычаях и традициях Для работы в мини-музее мы составили годовой план, по 1 мероприятию в месяц, на самом же деле их проходит больше, это и беседы и занятия по тематикам народных праздников, а их у нас много. Этапы реализации проекта: 1этап. Подготовительный: Изучение литературы, информации интернет-ресурсов. Диагностика знаний детей о русской избе. Анкетирование родителей с целью востребованности и аккуратности данного проекта. Определение целей и задач исследовательской работы. Сбор материала для Мини-музея. Сбор информации, подготовка наглядного материала. Подбор дидактических игр. Оформление наглядного материала для родителей. Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?». «Предметы быта дедушек и бабушек». Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба». Беседы с детьми о русском народном творчестве.2 этап. Реализация проекта: Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр. Организация предметно – развивающей среды. Попалнение дид.игр,иллюстраций. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы). Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей).3 этап. Заключительный. Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями. Итоговое мероприятие: ООД «В гостях у Марьюшки и Иванушки». Систематизация материаловПланирование работы. Познавательно – речевое развитие. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками: « Без печи хата – не хата». « Когда в печи жарко – тогда и варко». « Что есть в печи – все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами» Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки. ООД «Русская изба. Посиделки» Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки. - расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи; Конспект занятия по развитию речи Тема: « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» Цель: знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта, воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры. Досуг: загадки о предметах быта. Беседы: «Русский народный костюм» «Гости в горнице» «Русская изба» Познавательное развитие Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта» Беседы: - о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна? Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?) ; - «Мебель и утварь деревенского дома» -о традициях русского чаепития; -о деревянных ложках.
Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские народные игры для детей» «Русские народные музыкальные инструменты»
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов. ООД«Русская изба». Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок). ООД «История жилища» с презентацией. Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов. «Знакомство с русской избой» Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; ООД «В гостях у русской избы». Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси. Чтение художественной литературы. Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание. Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка» Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» , Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном» чтение шуток-прибауток: Собака на кухне Пироги печет, Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Коза-хлопота День-деньской занята
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе. Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» «Дом», «В гостях у Марьюшки и Иванушки» «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница» Цель: Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа» Цель игры: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю. Дидактическая игра "В русской избе" Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт. Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». Развлечение «Без хозяйки дом – сирота» Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки». Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?» Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки». Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой». Труд Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол. Ручной труд: Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки) Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек». Изготовление посуды из папье-маше. Ручной труд: Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги. Цель: развитие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки. Безопасность Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг». Художественно – эстетическое развитие Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно» (бег Дымковской лошадки)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Изготовление макета «Русская изба». Книжный центр: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок» Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики. Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели. Центр продуктивной деятельности: Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Взаимодействие с семьей: Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Изготовление макета «Русская изба». Сбор предметов для музея «Русская изба». Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
В конце проводится итоговое мероприятие «В гостях у Марьюшки и Иванушки»», оформляется выставка детского творчества и совместной продуктивной деятельности семьи. Итогом работы в мини-музее является: - воспитание культурного человека; - ощущение ребенком себя частью истории; - формирование системы работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста к родному краю. Выводы: Проектная деятельность заняла прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщил к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, прикладное искусство). Дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода; обогатился их словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, узнали народные игры, обычаи, традиции. Вместе с родителями был изготовлен макет русской избы. Можно сказать, что проектная деятельность помогает детям хорошо усвоить материал и готовит к дальнейшему изучению окружающего мира. Это доказывает, то технология проектной деятельности позволяет активизировать познавательное и речевое развитие дошкольников: - расширились знания детей об окружающем мире; - произошло развитие общих способностей детей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. - положительное влияние и на содержание игровой деятельности. Игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. - речь детей стала богаче, пополнился словарный запас, они не боятся задавать и отвечать на вопросы. - дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали новые идеи, открывали новое в уже знакомом. Укрепились детско-родительские отношения - родителям полнее открылась жизнь ребенка в детском саду.
Используемая литература:
ООД «Русская изба» « Быт Русской избы». Мы часто показывают, и рассказываю о том, как жили люди в старину. А сегодня я хочу вам рассказать о их жизни. Отгадайте загадку: Мать- толста Дочь- красна, Сын – сокол, Под небеса ушел. (печь) Печь в избе, всегда была главной. Она кушать варила. В печь ставили чугунок с ухватом. На углу вешали рукомойник, а под ним лохань (деревянный таз или ведро) для воды, в другом углу ставили помело, то есть метлу, ухват и деревянную лопату. На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу. Возле печи ставили лавки, где сидели гости, его называли красный угол, туда сажали самых званных гостей. Рядом с печью ставили пряху ,украшенную, разрезную, она была в каждой семье, на ней хозяйки пряли шерсть. Также рядом с печью располагалась маслобойка для изготовления масла. Этот угол назывался «Бабий кут» или «Середа». Мебель в доме была простая, деревянные лавки, да стол, а еще сундук для хранения вещей. Избу в те времена освещали лучиной, а те кто богаче свечей. Посуда в те времена была деревянная да глиняная, а на праздники доставали самую красивую, расписанную под гжель и хохлому. В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями. Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею. Вышивка была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом. Девушки могли ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины, расшивали платки жемчугом и золотой нитью. Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки и не широких штанов-портов. Рубаху подпоясывали, широким поясом-кушаком. Дети до 7 лет и девочки и мальчики, носили одинаковую одежду, длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий. А сейчас я вам расскажу, что кушали сами и чем угощали гостей в те времена. Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши , ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед , ягодки из лесу. А вы знаете, какие замечательные игрушки были у детей- это тряпичные куклы, которые делали из старых вещей, лиц у этих кукол не было, так как считалось, что кукла может обрести душу, и навредить ребенку. Также у детей были и глиняные игрушки, расписанные по народным мотивам. В старину, люди также как и сейчас любили веселиться, а веселились они под народные инструменты, такие как, гармошка, балалайка и ложки. Тех, кто играет, на ложках называли ложкарями. В нашей группе детского сада, тоже есть такой коллектив ложкарей. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. - Интерактивность музейного пространства. В мини-музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически мини-музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников. - Рациональность использования музейного пространства. - Открытость обществу. Содержанием работы мини-музея является: - пополнение фонда музея; - изучение, учёт и хранение собранных материалов; - проведение тематических НОД для дошкольников; - посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ; - оформление тематических выставок:«Жилища на Руси»; «Старинная посуда и предметы обихода»; «Русские народные костюмы»; «Русские народные инструменты»; «Деревянное творчество»; «Старинные украшения»; «Игрушки наших бабушек»; «Хохлома», «Гжель», «Дымка». - организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников и их родителей. Формы работы с детьми: Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений; Обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Святки»и др.); Развлечения с фольклорной тематикой; Тематические дни; Экскурсии в музеи; Вечера сказок; Дидактические игры; Игры с народными игрушками; Театрализованная деятельность; Русские народные игры17 ноября 2019 в 15:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.